УДК: 378.091.2:78.071.2                                                               Ришкевич О.В.

концертмейстер кафедри теорії і методики музичної освіти та хореографії Навчально-наукового інституту

соціально-педагогічної та мистецької освіти

Мелітопольського державного педагогічного університету

імені Богдана Хмельницького

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.

Одним из приоритетных направлений реформирования образования есть воспитание, всестороннее развитие творческой личности, раскрытие её творческого потенциала и духовного богатства. Поэтому возникает острая потребность в профессиональной подготовке учителей музыкального искусства к будущей профессии, готовых к самостоятельному творческому поиску и организации художественно-эстетического процесса в общеобразовательных учебных заведений.

Музыкально-педагогическая деятельность имеет свою специфическую структуру. Эта специфика обусловлена тем, что будущий учитель музыки должен решать педагогические задачи средствами музыкального искусства. Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе педагогическую. хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую составляющую. Значимым для учителя музыки является высокий уровень музыкально-педагогического и исполнительского мастерства.

Однако проблема его формирования не достаточно изучена в музыкальной педагогике и не внедрена в образовательный процесс профессиональной системы музыкально-педагогического образования.

Ученіе-педаги Н.Гузий, И.Зязюн, Н.Кузьмина, Н.,Люстова О.Олексюк, Г.Падалка, О.Рудницкая, Н.Сегеда выделяют основные виды мастерства, – педагогическое, и исполнительское.

Собственно педагогическая составляющая профессионального мастерства будущего учителя музыки тесно связана с уровнем его духовной культуры в целом. Кроме этого, она предполагает владение общепедагогическими принципами, разнообразием традиционных и инновационных методов, приёмов, форм организации учебного процесса в общеобразовательной школе, а также сформированность коммуникативных навыков, способность к педагогической импровизации. Безусловно, эти качества компетенции формируются в условиях тесной связи учебного процесса в вузе и педагогической практике.

Понятие «профессиональное мастерство музыканта» следует рассматривать как единство специальных способностей, приобретённых музыкально-теоретических, музыкально-исполнительских знаний и умений, а также таких важных качеств как музыкальность, артистизм, стрессоустойчивость во время концертных выступлений. В арсенале методов профессиональной подготовки к исполнительской деятельности важное значение имеет метод активизации исполнительской практики, организуемой непосредственно в процессе обучения.

Существуют различные формы исполнительской практики: выступление в концертах, тематических вечерах, отчётном концерте класса преподавателя, участие в конкурсах, фестивалях, экзаменах. Вовлечение в концертно-исполнительскую деятельность студента-музыканта является фактором развития его творческой деятельности. Этот вид деятельности повышает мотивацию к занятиям студентов, благодаря чему проявляются и развиваются значимые качества личности. Комплекс мотивов, которые побуждают к познавательной деятельности, в значительной мере развивает эмоционально-волевую сферу музыканта.

Для исполнительской деятельности значимым является психологическая подготовка к концертному выступлению. Она отшлифовывается в условиях репетиционного процесса и использования специальных психологических тренингов. К сказанному следует добавить, что исполнительское мастерство также предполагает умение осуществлять идейно-образную интерпретацию музыкального произведения, постигать на личностном уровне его смысл и воплощать это в собственной исполнительской интерпретации. Таким образом, формирование профессионального музыкально-педагогического и исполнительского мастерства будущего учителя музыкального искусства является целью его подготовки в высшем учебном заведении художественно-педагогического профиля.

Литература:

1.Андрійчук Н. Педагогічні умови вдосконалення виконавської майстерності майбутнього педагога-музиканта/ Н.Андрійчук//Проблеми підготовки сучасного вчителя.-2012.-№8-с.167-178.

2. Саєнко Т.О. Формування творчої активності майбутнього вчителя в процесі професійної підготовки/Т.О.Саєнко //Рідна школа.-2006.-№12.-с.4-10.

Аннотация. В тезах рассматривается проблема профессиональной подготовки специалиста в сфере искусств и художественного образования, а также всестороннее развитие личности.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагогическая деятельность, мотивация.

  1. The problem of professional preparation of spesialist in the field of arts and artistic education, and also all-round development of personality is examined in tesax.

Keywords: skill training, pedagogical activity, motivation.

 Обсудить на форуме

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизація