УДК 378.091.322:001.89                                                                                      Даниленко А.П.

Белгородский государственный

национальный исследовательский

университет «НИУ БелГУ»

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПУТЬ САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Постановка проблемы. Социально-экономические изменения, происходящие в мире, требуют от современного человека способности быстро адаптироваться в новых ситуациях. Часто готовых решений таких ситуаций в опыте общества нет, а необходимо понять происходящие перемены, самостоятельно принимать решения и нести полную ответственность за их выполнение. Для этого специалисту требуется овладеть умениями увидеть проблему, ориентироваться в возрастающем потоке информации, проявлять инициативу в поиске эффективных путей организации своей деятельности.

В Законе об образовании четко указано на необходимостьпривлечения студентов ко всем видам исследовательских работ. Особенно важно включение в исследовательскую работу будущих педагогов - и не только для повышения их самостоятельности в овладении знаниями, умениями, навыками, для совершенствования процесса формирования педагогической направленности. В современных отечественных школах широко используются элементы исследовательского подхода к организации образовательного процесса с целью интеллектуально-­творческого развития учащихся. Чтобы быть готовыми к проявлению разнообразных форм мышления, к творчеству, к сотрудничеству с коллегами и учащимися, к предвосхищению грядущих преобразований в инновационной среде, будущим педагогам необходимо еще в вузах овладеть умениями саморазвития профессионально-педагогических качеств личности.

Анализ актуальных исследований. В трудах отечественных ученых (В.И. Журавлева, В.И. Загвязинского, И.А. Зимней, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, Н.Д. Никандрова, А.И. Савенкова, В.А. Сластенина и др.) рассматриваются проблемы подготовки учителя-исследователя. Указывается, в частности, на то, что для учителя большой интерес представляет именно исследовательская (гностическая) функция педагогической деятельности. «Она основывается на способности человека адекватно воспринимать, понимать, оценивать другого человека и на реалистичности собственной оценки (самооценки). Исследовательская функция предусматривает обязательность изучения педагогом: а) содержания и способов воздействия на других людей; б) возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей; в) особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков» [2, с. 116].

Цель статьи. Приобщение студентов художественных специальностей к научно – исследовательской деятельности в вузе, как неотъемлемой части компетентностного подхода к формированию личности будущего учителя.

Изложение основного материала. Исследовательские умения требуются при формулировке целей воспитательно-образовательной деятельности, постановке учебных задач, отборе содержания, методов, средств организации обучения, анализе и оценке его результатов и др.

На художественно-графическом факультете приобщение студентов к исследовательской деятельности по педагогическим дисциплинам начинается на первом курсе при изучении дисциплины «Введение в педагогическую деятельность». Помимо заданий для самостоятельной работы, согласно учебному плану они пишут реферат. Студентам предлагается перечень тем, из которых они на основе собственного выбора самостоятельно определяют направление своего поиска. В рекомендациях для выполнения этого задания указано, что необходимо в тексте отразить связь рассматриваемых теоретических педагогических положений с реальной современной практикой обучения и воспитания учащихся. Поскольку основная часть студентов приходит в БелГУ сразу после окончания обучения в средних учебных заведениях, то практически все успешно справляются с этой задачей, используя личный довузовский опыт познавательной деятельности и общения как со сверстниками, так и с педагогами.

В процессе изучения дисциплины для студентов проводятся групповые или индивидуальные консультации, на которых решаются различные задачи:

  • обеспечить понимание студентами цели выполнения этого вида работы;
  • научить работать с источниками информационного фонда, составлять план текста, распределять свои действия во времени, оформлять текст для презентации, составлять список использованной литературы;
  • научить описанию и анализу педагогического опыта по избранной теме;
  • научить обобщать результаты изучения проблемы, делать выводы и, если возможно, формулировать направления дальнейшей разработки темы.

В процессе сбора материала по теме возможно изменение плана или его реконструкция и даже предложение студентами своей темы при условии ее соответствия содержанию программы изучаемой дисциплины. Важно, чтобы было соблюдено условие: источниками для размышлений должны быть психолого-­педагогическая, искусствоведческая, мемуарная литература и явления современного воспитательно-образовательного процесса. Свободный самостоятельный выбор темы создает более комфортную ситуацию занятий исследовательской деятельностью в том смысле, что студенты не ощущают какого-либо давления или принуждения работать только в строго заданных преподавателем рамках.

Так, бывает, что студенты, после посещения выставки работ художников-студентов меняют не только первоначальные планы рефератов, но и на несколько следующих лет – свои индивидуальные пути профессионально-педагогической подготовки. Одно из увиденных полотен поразило их, побудило к поиску педагогического решения актуальной для того времени ситуации из жизни «детей улицы». На фоне кучи мусора была изображена фигурка человечка детского возраста, не по сезону одетого, сидящего на снегу в позе очень уставшего, безучастного ко всему существа. А над его головой на стене как укор равнодушию проходящих мимо ребячьей беды красным начертано: «Дети – не мусор!». Чтобы отыскать ответы на возникшие традиционные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?», студенты стали изучать материалы, освещающие положение детей в Российской Федерации в период перестройки социально-экономической системы общества. Созрело решение включиться в работу с детьми, оставшимися без попечения родителей, так как стало понятно, насколько разрушительным для здоровья, нравственности является их нахождение вне семьи, вне школы, под контролем криминальных «авторитетов».

Дополнительное, сверх программы для первокурсников изучение литературы показало, что в новом российском обществе педагогические коллективы одновременно решают несколько новых воспитательных задач: помогают обучающимся ориентироваться в современных жизненных условиях, осваивать духовные традиции, тысячелетиями накопленные в России, и преодолевать отрицательные привычки, мешающие свободному развитию их природных возможностей и приобретенных при жизни позитивных качеств личности.

Когда наступила глубина понимания проблем жизни этих детей, студенты начали работать руководителями кружка рисования в одном из детских домов города. Вначале они познакомили воспитанников со своими работами, затем организовали совместные сеансы рисования. Обнаружив в поведении детей подражание, жесткое соперничество и другие недружественные проявления, в результате анализа ситуаций молодые педагоги решили создать атмосферу бодрости, красоты посредством положительных оценок не только заметных успехов детей в занятиях, но и простого прилежания. Отметили при этом, что комфортная атмосфера в группе кружковцев создается при использовании педагогического приема, ими «открытого» (о нем еще не читали в источниках и не слышали в собеседованиях с опытными педагогами), – личное внимание к каждому воспитаннику. В результате эти подростки от изображения предметов окружающей обстановки (цветов, мебели, элементов одежды и др.) переключились на рисование портретов и автопортретов, сценок из жизни детского дома. Организованная и детском доме выставка рисунков по итогам работы кружка и течение учебного года для некоторых воспитанников оказалась первым жизненным успехом, что способствовало, что способствовало укреплению доверия между ними и студентами.

Первокурсники путем рефлексии оценили личные достижения в профессиональном саморазвитии – освобождение от страха перед возможными неудачами в общении, возможность ставить воспитательные задачи и искать нестандартные пути их решения. Так, для работы с детьми они начали создавать архив фотографий, интересных явлений в природе, эпизодов жизни детского дома, произведений искусства. Это позволило впоследствии, просматривая кадры вместе с воспитанниками, в неформальной беседе обращать их внимание на проявления красоты в окружающей жизни, ставить вопросы о возможных причинах того или другого эмоционального состояния запечатленных людей.

В педагогической литературе по вопросам подготовки учителей к исследовательской деятельности указывается, а многолетний опыт преподавания в педагогическом вузе подтверждает, что уровень овладения умениями исследователя может быть различным в зависимости от этапа профессиональной подготовки и жанра выполняемой работы.

На третьем курсе при выполнении курсовых работ по педагогике студенты овладевают умениями определить актуальность выбранной темы, проблему, объект, предмет исследования, сформулировать цель, предположение о путях достижения цели (гипотезу), задачи проверки гипотезы, отобрать методы исследования. В связи с тем, что педагогическая практика предусмотрена только на четвертом курсе, обычно в курсовых работах соотношение теории с педагогической практикой рассматривается на материале изучения опыта практически работающих педагогов. Некоторые студенты в дальнейшем продолжают разработку избранной темы уже в собственной педагогической деятельности.

Постановка увлекательных учебных задач перед учащимися, выбор средств обучения с учетом возрастных особенностей, личное участие учителя в создании композиции на уроке параллельно с учащимися, безусловно, способствовали развитию у студентов чувства такта, внимательности в организации деятельности учащихся, созданию позитивного имиджа учителя. Стремясь соблюсти логику целостной, разработанной на основе изучения научных трудов программы, студенты встречаются с необходимостью отстаивать свои профессиональные убеждения перед работающими в школе педагогами и доказывают, что формирование позитивной мотивации познавательной деятельности в начальных классах - задача не только важная, но и выполнимая.

Выводы. Изучение отдаленных результатов исследовательской деятельности студентов по педагогике позволяет утверждать, что участие в конкурсах оказывает положительное влияние на формирование мотивации активной самостоятельной работы студентов последующих поколений. Безусловно, в достижении большего эффекта этого процесса определенную роль играет то, что преподаватели периодически организуют выставки сборников опубликованных тезисов работ победителей конкурсов. Проведение встреч студентов младших курсов с участниками конкурсов разных лет позволяет будущим претендентам в неформальной обстановке узнать о правилах оформления работ, сопровождения их на конкурс и убедиться в посильности для студента выполнения не просто учебной работы, а полноценного исследования. Эти встречи полезны и призерам конкурсов: они убеждаются, что выполнили работу не только интересную для себя, но и нужную для других людей.

Литература:

  1. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. – М., 1982. – 192 с.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. – [Изд. 2-е, доп., испр. и перераб]. – М.: Логос, 2002. – 384 с.
  3. Поташник М.М. Организация опытно-экспериментальной работы в школе / М. М. Поташник. – М., 1991. – 154 с.

 

         Аннотация. Организация научной работы студентов на начальном этапе обучения Развитие навыков научной работы у студентов художественных специальностей. Овладение будущими педагогами специальных умений и знаний для совершенствования навыков педагогической работы. Организация конкурсов научных педагогических работ, как одна из форм привлечения студентов к исследовательской деятельности.

         Ключевые слова. Научная работа студентов; различные формы работы со студентами; последовательность в организации научно –педагогических исследований будущих педагогов.

     Scientific - research activity as a mean of self-development of young teachers

       Аnnotation. The arrangement of scientific work on the first stage of education.The development of scientific work skills within the students of art departments.The acquirement of knowledge and skills for the mastering of the ability of pedagogical work by the students.The arrangement of contests of scientific pedagogical work as a mean of attracting students to research work.

       The key words: scientific work of students, various forms of work with students, succession in organizing of scientific pedagogical research of young teachers.

 

Обсудить на форуме

 

Авторизація