УДК 373.5.015.031:75.021.32-035.676.332.3         А.В. Петухова

Белгородский государственный

                                 национальный исследовательский

университет НИУ «БелГУ»

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Постановка проблемы. Последнее десятилетие в российском образовании ознаменовано кардинальными переменами, которые в основном затрагивают содержaние образования, т.е. изменения претерпевает сама структура: создаются новые программы обучения, становятся иными условия для развития разного рода учебных заведений. Но без внимания остается такая важная составляющая процесса образования как психолого-педагогическая поддержка творческого развития ребенка.

Анализ актуальных исследований. Основные положения о педагогической поддержке были разработаны Олегом Семеновичем Газманом и представлены в октябре 1995 года на Всероссийской научно-практической конференции

Анализируя практику обучения и воспитания, сложившуюся в образовательных учреждениях к концу 80-х – началу 90-х годов, О.С. Газман приходит к выводу, что в системе образования не существует процесса, направленного на развитие индивидуальности и субъектности ребенка, что практически исключает и творческое развитие. Вот таким процессом и должна стать психолого-педагогическая поддержка [2, с. 89].

1970-е годы были отмечены широкомасштабным социологическим исследованием художественных интересов школьников, которое проводилось сотрудниками НИИ художественного воспитания АПН СССР под руководством Ю.У. Фохта-Бабушкина.

Изучением художественно-творческих способностей школьников на занятиях изобразительным искусством занималась Е.К. Чухман. Необходимо отметить, что методики, разработанные в то время социологами,не утратили своей актуальности как имеющие диагностический и развивающий характер. Они позволили доказать, в частности, педагогическую эффективность программ, разработанных в то время под руководством Б.П. Юсова и Б.М. Неменского, основным показателем чего являлась способность школьников создавать художественный образ на уроках искусства, а также развитая способность эстетического восприятия [10, с.79-84].

Эффективные методы художественного развития и выявления признаков «возрастной одаренности» предлагаются А.А. Мелик-Пашаевым в книге «Искусство в общем образовании». Им сформулирована главная задача педагога искусства:«Так ввести детей в общение с искусством, чтобы все раскрыли свою возрастную одаренность,испытали чувство причастности к жизни мира,научились видеть проявление души в облике существ и явлений и осознали в себе творческую силу, которая может раскрыться в любой области жизни» [3, с. 34-35].

Позиция современного психолога и художника возвращает нас к идее А.В. Бакушинского, считавшего смыслом приобщения к искусству в школе «развитие культуры творческой личности»,

Проблемой выявления творческих задатков детей в процессе общего художественного образования в школах на занятиях изобразительным искусством изучалась множеством педагогов. Например, опыт британских учителей исследовал Ю.В. Голобоков, в США – Ю.Н. Протопопов, во Франции перенимала опыт Т.А. Копцева [9, с. 2].

Цель статьи. Выяснить, каким образом можно оказать психолого-педагогическую поддержку творческого развития личности школьника средствами акварельной живописи на уроках изобразительного искусства

Изложение основного материала. Психолого-педагогическая поддержка в широком смысле представляет собой «скорую помощь» детям как в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, так и с успешным продвижением в обучении; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным и этическим выбором. А если рассматривать это определение в русле эстетического воспитания школьника, то помощь в развитии творческих способностей [8, с. 173].

Само слово «поддержка» подразумевает под собой, что поддерживать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, т.е. поддерживается развитие задатков творчества у школьника. Значит перед педагогом стоит задача не только в содействии развития у человека творческих способностей, но и в том, чтобы «рассмотреть» в нем творческую жилку, не упустить её и сделать приложить усилия для того, чтобы интерес к творчеству не угас и перешел на новый, качественный уровень. Его характеризует самостоятельная «тяга» ребенка к созданию чего-то нового, уже без контроля преподавателя.

Последователи О.С. Газмана, Н.Б. Крылова, Т.В. Анохина внесли некоторые коррективы в понятие «педагогической поддержки»:

  • во-первых, педагогическая поддержка не противопоставляется воспитанию, а является его частью;
  • во-вторых, предлагается рассматривать педагогическую поддержку как важнейший принцип личностно-ориентированной системы образования;
  • в-третьих, педагогическая поддержка – это «мягкая» педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения и самовыражения личности ребенка, развитие его индивидуальности [9].

Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, творчестве, образе жизни.

В целом искусство как нельзя лучше подходит для формирования творческого начала у детей. Ведь творчество – это проявление личного начала человека, в какой-либо деятельности. Психологи творческий процесс характеризуют, как активную психическую деятельность, в которой особенно мобилизуются интеллект, эмоциональная и волевая сфера личности. Творческая деятельность проявляется в оригинальном решении композиции, в поиске нужных средств выражения и применении соответствующей техники, в расширении своих знаний и навыков.

В педагогическом аспекте, творчество – это повышенная активность ученика, в результате которой он открывает много нового для себя – в своих возможностях, в познании мира. Педагог имеет возможность влиять на творческий процесс ученика, расширять и указывать ему перспективу его развития. Педагог не имеет права полагаться на стихийное вызревание творческих сил ученика он обязан формировать художественное мышление начинающего рисовальщика, направлять его и постоянно активизировать его творческую деятельность.

Очевидно, что творческое развитие личности с наибольшим эффектом можно осуществить средствами искусства. И урок изобразительного искусства является тем предметом в цикле общеобразовательных дисциплин, который призван эстетически воспитывать школьника, делать его личность разносторонне развитой, используя средства изобразительного искусства.

Чтобы школьник почувствовал, что может осуществить свой творческий замысел, воплотить его в рисунке, надо, научить его правильно видеть окружающий мир. Это необходимо как при рисовании с натуры, так и по памяти, по представлению. Следует также познакомить его со многими приемами работы карандашом, спецификой и разнообразием графических материалов и средств. Овладение техникой акварельной живописи позволит развивать систематическое, целенаправленное зрительное восприятие, эмоциональную отзывчивость, образное мышление, пространственные представления, которые служат основой формирования общих творческих способностей рисующих.

Акварель универсальна в техническом отношении, как для реалистичного, так и для декоративного задания, удобна в обращении, сравнительно недорога, не вредна для здоровья ученика. Она является профессиональным материалом, который обладает огромными возможностями, как для работы художника, так и в детском творчестве. По этим причинам утвердилось ее прочное положение в изобразительной практике. Материал полезен для воспитания вкуса и чувства прекрасного. Начальным этапом в развитии этих способностей служит работа с цветом. «Понимание качеств колорита не может быть развито правилами и теориями, оно зависит от совершенствования чувствительности в процессе длительных наблюдений и практики. Изображение цветов и различных натюрмортов, также как выполнение этюдов на улице, является самым ценным средством в данном направлении» [6, с. 93-94].

Процесс обучения творчеству позволяет реализовать потребности школьника в саморазвитии, самосовершенствовании, самоутверждении. Подходя к решению этого вопроса, преподаватель должен учитывать широкий спектр факторов таких как возрастные особенности детского коллектива, уровень сплоченности в нем, индивидуальные различия детей, их интересы, уровень подготовленности, существующие задатки и т.д. Развитие способностей средствами искусства позволяет выработать эстетическое отношение у ребят к окружающей действительности и культурному наследию, научить чувству прекрасного и овладеть широким кругом знаний.

Изобразительная деятельность вообще является двигающей силой, которая развивает и формирует способности к творчеству. Этого нельзя забыть, обучая детей изобразительномуискусству. И основываясь на обще дидактических принципах, педагог должен стимулировать творческие ростки и личности ребенка. Чтобы более полно рассмотреть их влияние формирование творческого мышления и взаимосвязь между ними – надо шире ознакомиться с дидактическими принципами.

Занятия изобразительным искусством вооружают школьника основами научных знаний, способствуют познанию детьми окружающего мира и содействуют их идейному, нравственному и эстетическому воспитанию. Их успешное выполнение возможно лишь при строгом соблюдении дидактических принципов в процессе преподавания, которые приобретают конкретное выражение и содержание в зависимости от специфики преподаваемого предмета.

Принципы воспитывающего обучения; научности обучения, систематичности и последовательности; прочности усвоения учебного материала; наглядности обучения; создания проблемных ситуаций, все они играют важную роль в учебно-воспитательном процессе. Надо отметить,что принципы сознательного и активного обучения, также чрезвычайного важны в обучении изобразительному искусству, но все они охватывают лишь ту часть учебного процесса, которая нацелена на усвоение знаний, умений и навыков. Поэтому в образовательном процессе нужно сочетать еще и те принципы, которые позволяют развивать, формировать, обучать в процессе учебы. Как, например, принцип доступности. Он основан на необходимости учета возрастных особенностей развития детей. При этом правильно определенная посильность обучения способствует активизации мыслительной деятельности школьников, содействует ускорению их общего развития. В основу методики развития творческих способностей положен принцип, основанный на взаимоотношениях учителя и школьников. В процессе совместной деятельности на занятиях одной из главных задач преподавателя является создание комфортных условий, которые позволят стимулировать творческую активность ребёнка, приведут к формированию эстетического восприятия действительности и разовьют интерес к деятельности.

Нужно отметить, что все принципы опираются на психологические основы обучения, развития и формирования творческих способностей и художественного мышления.

Выводы. Таким образом, интерес к изобразительной деятельности зависит и от взаимоотношений между учителем и учеником. Педагогический такт учителя поддерживает ребенка, заставляет поверить в себя, в свои силы, избавиться от неуверенности. Не снижая требований к качеству выполненной школьником работы, нужно добиваться, чтобы рисунки его были грамотными и художественно выразительными. Предоставленные самим себе, дети не развиваются, останавливаются на определенных излюбленных темах и схемах, а часто вообще теряют интерес к рисованию.

Не лучшим образом на формировании творческой инициативы школьников сказывается чрезмерное увлечение педагогом исправления детских работ. Это способствует развитию пассивности у школьников. Даже поняв, где ошибся, но, не участвуя активно в исправлении ошибки, ученик теряет интерес к изобразительной деятельности. Ошибки, которые допускают школьники необходимо критиковать справедливо и доброжелательно, а положительные стороны в рисунках подчеркивать. Главным условием на занятиях по изобразительному искусству является «соблюдение авторского права»: интуитивное знание, художественное чутье, собственное видение и понимание окружающего мира, свойственное, преимущественно, детям, а также взрослым, связанным с искусством профессионально.

 

Литература:

  1. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды / А. В. Бакушинский. – М.: Советский художник, 1981.–182 с.
  2. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы: [Статьи. Воспоминания] / О.С. Газман; Науч.-пед. об-ние "Шк. самоопределения". – М.: Мирос, 2002. – 295 с.
  3. Мелик-Пашаев А.А. Искусство в общем образовании / А. А. Мелик-Пашаев. – М.: ВЦХТ, 2013. – 198 с.
  4. Мелик-Пашаев А.А. Развитие у детей способности пользоваться цветом как выразительным средством /А. А. Мелик-Пашаев. – М., 1985. – 89 с.
  5. Николаева Е.И. Психология детского творчества / Е. И.Николаева. – СПб.: Питер, 2011. – 249 с.
  6. Овчинникова Ю.В. Психолого-педагогические средства развитиятворческих способностей подростков в условиях учреждения дополнительного образования / Ю. В. Овчинникова, А. В. Гычев, Н. К. Грицкевич // Вестник Томского государственного педагогического университета. – Томск, 2012. – Вып. № 6. – С..
  7. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н.Ростовцева. – М.: Просвещение, 1980. –134с.
  8. Творчество: теория, диагностика, технология: словарь-справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологи в социальной сфере / под ред. Т.А. Барышевой. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. – 293с.
  9. Фомина Н.Н. Психолого-педагогические основания выявления и развития художественной одаренности детей и подростков в условиях общего образования / Фомина Н.Н., Голобоков Ю.В., Протопопов Ю.Н., Копцева Т.А., Белов Д.И. // Педагогика Искусства. – М., 2014. – № 1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wart-education.ru/ae-magazine
  10. Чухман Е.К. Изобразительное искусство и школьник / Е. К. Чухман // Педагогика искусства. – М.: СХСССР, 1982. – 253 с.

 

Аннотация. В статье раскрывается ценность средств акварельной живописи в развитии творческих способностей, а также указывается на то, что психолого-педагогическая поддержка ребенка со стороны учителя выступает одним из главных условий заинтересованности ребенка в творческой деятельности на уроках изобразительного искусства. Автор указывает на то, что психолого-педагогическая поддержка представляет собой «скорую помощь» детям как в решении их индивидуальных проблем, помощь в развитии творческих способностей.

Ключевые слова. Психолого-педагогическая поддержка, творческое развитие, дидактические принципы, изобразительное искусство, акварельная живопись.

  1. A. The article reveals the value of watercolor painting in the development of creative abilities, and also indicates that psychological-pedagogical support of the child by the teacher is one of the main interest of the child in creative activities in the arts lessons. The author indicates that psychological-pedagogical support is a "first aid" to the children in solving their individual problems, assistance in the development of creative abilities.
             Key words. Psychological-pedagogical support, creative development, didactic principles, fine art, watercolor painting.

Обсудить на форуме

 

Авторизація