УДК 378.091.33:741/743                                                                                        Федорова В.О.

Белгородский государственный

национальный исследовательский

университет НИУ «БелГУ»

 

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ В ПРОГРАММЕ ПЛЕНЭРНОЙ ПРАКТИКИ

В КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ НИУ «БелГУ»

 

Постановка проблемы. Актуальным в подготовке будущих художников-педагогов является и высокая профессиональность, и знание лучших традиций русской изобразительной школы, и нравственная составляющая, что немаловажно в современных реалиях. Педагог, любящий природу, умеющий обратить внимание ребенка на ценность и важность окружающей нас жизни, способен добиться большего понимания, любви и, как следствие, лучшего воспитательного и образовательного результата.

Поэтому в рамках программы изобразительного искусства в педагогическом вузе следует уделять значительное внимание глубокому изучению природы. Ведь знания и умения педагога в этой сфере обязательно пригодятся в работе со школьниками, поэтому формирование профессиональных навыков изображения живой природы очень важны. Эти навыки важны для более глубокого понимания значения изобразительного искусства в целом и рисунка, в частности для развития подрастающего поколения, для правильного представления о значении наблюдения натуры и изучения окружающей природы и действительности как средств обеспечения художественной достоверности и выразительности, для умения ставить перед собой художественные задачи и успешно реализовать их в творческой деятельности.

Цель статьи заключается в освещении основных подходов к изображению животных и птиц в программе пленэрной практики в курсе обучения изобразительному искусству в педагогическом институте НИУ «БелГУ»,

Изложение основного материала. В каждом образовательном учреждении, где изучают изобразительное искусство, обязательно существует пленэрная практика. Студенты работают на природе в условиях города или пригорода, в парковых зонах, в зоопарках. Существуют и выездные пленэры, когда преподаватели и студенты выезжают в места, особенно привлекательные с художественной точки зрения. Это могут быть старинные города или природные зоны.

Пленэр (от франц. еnpleinair – на свежем воздухе) – правдивое отображение в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося в природных условиях, т.е под открытым небом, при активном влиянии света и воздуха; в более узком смысле –  живопись на открытом воздухе (вне мастерской), связанная с изучением пленэрных эффектов. Термин обычно употребляется по отношению к пейзажу, однако он применим ко всякому изображению на открытом воздухе.

           Тема изображения животных и птиц входит в обязательную программу пленэра. Однако многие студенты впервые обращаются к ней, поступив в вуз. У ребят с подготовкой художественной школы знакомство с изображением животных, как правило, уже состоялось.

Наш собственный опыт работы с первокурсниками позволил сделать вывод, что чаще всего из-за специфических трудностей изображения фауны, ограниченности учебных программ общеобразовательной школы или личностных особенностей преподавателя студент вуза не имеет знаний и навыков изображения этого специфического объекта. Отсюда наша задача как преподавателя вуза восполнить этот пробел. Как показала практика работы, изображение одного чучела птицы или животного недостаточно, чтобы добиться лучших результатов в рисовании. В нашей рабочей программе дисциплины « Рисунок» в разделе №2, среди тем, имеющих своей целью изучение человека, как модели для художника, появилась тема №5 – «Наброски и зарисовки животных и птиц». В течение 12 часов учебного времени студенты рисуют с натуры в аудитории и в биологическом музее, работают со специальной литературой, что дает им возможность выйти на работу с живой натурой, на пленер, более подготовленными и способными достичь лучших результатов. 5 лет работы показали, что подобная практика дает свои плоды: значительно улучшилось качество пленэрных работ, творческие работы наших студентов участвовали в двух художественных выставках по данной тематике, проводимых Белгородским отделением Союза художников России и Белгородским музеем – мастерской С.С.Косенкова, появляются дипломные работы, где главные художественные персонажи – животные и птицы.

Очевидно, что хорошие навыки в изображении животных – это и «цепкий» взгляд, и быстрое рисование, и владение различными графическими материалами и техническими приемами рисования. Однако это не только вопрос профессиональной подготовки студента. Мы ставим перед собой и перед нашими воспитанниками и нравственные цели. Изображение животных и птиц развивает наблюдательность, чуткое, неравнодушное отношение к окружающему миру, учит любви и состраданию, ведь то, что знакомо, понятно, интересно, становится значимым и может вызвать желание изучать, оберегать и сохранять.

Рисовать животных и птиц – непросто, но очень интересно и полезно. В искусстве существует жанр, который раскрывает эту тематику. Есть термин «анималистика» (от англ. аnimal – животное), есть термин, чаще, употребляемый в наше время – «wildlifeartist». В отечественной анималистике есть много славных имен. Ведущие позиции сегодня в этом жанре – у художников Великобритании и Америки, где этот жанр любим и всячески поощряем.

Есть и важные эстетические и профессиональные стороны в этой работе. Мир живой природы очень богат по форме и цвету, по фактуре и текстуре. А за пластикой движения животных и птиц можно наблюдать часами, удивляясь и восхищаясь естественностью, ловкостью, силой и выразительностью. Из этого следует, что уроки изображения этого тематического материала развивают у учащихся понимание объема, пропорций, конструкций, чувство цвета, пластики движения, навыки быстрого рисования (ведь животные редко позируют), а также зрительную память. Умение передавать характер животного, столь ярко и естественно выражаемый самим объектом, поможет в дальнейшем молодому художнику в работе над изображением человека. Ведь как бы мы ни открещивались от мира природы, как бы ни присваивали себе доминирующую роль, мы все-таки очень похожи, а в чем-то даже и уступаем животным и птицам.

Вот как писал об этом знаменитый русский анималист В.А. Ватагин: «Как художник я преклоняюсь перед животным миром – мощным проявлением красоты. Как биолог я признаю в животном собрата человека и преклоняюсь перед стихией животного – предшественника человека на земле. Как человек я не могу забыть огромной жертвенной роли животного в построении человеческой цивилизации» [3, с. 57].

Студенты НИУ БелГУ имеют все условия для изучения этой темы в университетском биологическом музее, ботаническом саду, оранжерее, а также в городском зоопарке и окрестностях города Белгорода.

На практических занятиях по изобразительному искусству мы знакомим студентов с целями и задачами изображения животных, правилами поведения в музее, набором необходимых инструментов и материалов для рисования. Предполагается, что теоретические основы изображения фауны, знакомство с анатомическими атласами происходит либо во время теоретической части аудиторных занятий, либо предлагается для самостоятельного изучения на основании списка литературы, рекомендованного преподавателем. Студенты могут найти необходимую информацию и самостоятельно на сайтах в сети Интернет. В этом случае преподаватель может предложить студентам список вопросов, чтобы направить их поиск.

В качестве практического упражнения мы предлагаем студентам в учебной аудитории выполнить зарисовки чучела птицы. Именно на этом этапе преподаватель объясняет закономерности компоновки изображения, приемы определения пропорций, выявления осей, лежащих в основе специфической формы птицы. В этот момент обсуждаются вопросы выявления характерных особенностей форм объекта (например, многообразие контуров клювов, лап, текстуры и фактуры оперения и т.д.) для акцентирования внимания студентов на этих формах с целью передачи характера живого существа.

С нашей точки зрения, важным и полезным этапом подготовки к самому пленэру является знакомство с анатомическими особенностями изображаемого объекта (животных, птиц, насекомых, моллюсков, рептилий и т.д.), не только на примере одиночного учебного чучела, но и в условиях богатых музейных коллекций. Поэтому перед выходом на пленэр учащиеся второго курса кафедры изобразительного искусства Белгородского государственного университета во 2 семестре несколько часов проводят в зоологическом музее университета.

Директор нашего музея, М.А. Коломыченко, и смотритель музея Т.А. Липницкая, всегда с готовностью и доброжелательностью предоставляют ребятам возможность порисовать экспонаты музея. Здесь студенты могут сами выбрать объекты для изображения и выполнить завершенные и качественные работы. Кроме того, решается вопрос и краеведческого образования студентов. Здесь они могут услышать лекцию о природе родного края, познакомиться с обитателями именно наших природных территорий, что способствует развитию кругозора и формированию у них современного экологического мышления.

Хотелось бы выразить сожаление, что наши студенты не имеют возможности рисовать скелеты животных и птиц с натуры. Такая возможность есть, например, у школьников и студентов московских вузов. Одновременно хотелось бы выразить надежду, на то, что либо у нашего музея со временем составится коллекция подобных пособий, либо между НИУ «БелГУ» и Белгородским государственным аграрным университетомим. В.Я.Горина будут налажены соответствующие связи, которые позволят нашим студентам плодотворно работать на базе этого музея, где такая коллекция существует давно. Это дало бы возможность более глубокого профессионального изучения натуры и помогло бы изображать более качественно и человеческую фигуру благодаря сравнительному анализу конструкций и форм скелетов. Приобретенные на этих этапах работы навыки помогут более эффективно решать задачи изображения живой движущейся формы. Такая предварительная работа стала бы фазой подготовки к выходу на пленэр, а также позволила бы качественно, на другом уровне выполнять выпускные квалификационные работы.

         Готтфрит Баммес – художник, профессор анатомии Дрезденской Высшей школы изобразительных искусств, автор высокопрофессиональных книг по анатомии человека и животных, в своей книге «Изображение животных» пишет: «… художественное изучение природы всегда должно ориентироваться на суть, связанную с ее внешним видом. Во всех органических образованиях мы ощущаем образность, а не конгломерат неких внешних проявлений» [1, с. 177]. Можно согласиться с высказыванием философа-экзистенциалиста Генриха Барта: «Явление проявляется не в бесформенности materiaprima, а в определенности и сообразности. Встреча с ним не оставляет нас равнодушным – глядим ли мы на человека или на животное» [цит. за: 1, с. 177].

Белгородский зоопарк для горожан – одно из любимых мест отдыха, а для наших студентов – прекрасная возможность поработать над изображением животных с натуры, что является частью программы пленэра и следующей ступенью изучения природы после работы в музее.

     Задача педагога в работе со студентами над этой темой – показать последовательность и приемы работы с натуры. Важно обозначить главную цель – передача характера живого существа, который выражается не столько цветом и формой, сколько позой, движением, мимикой. Могут быть поставлены и сугубо учебные задачи: передать форму, конструкцию, цвет, фактуру шерстяного, кожного покрова или оперения.

В зависимости от степени подготовленности студентов преподаватель может предложить и более серьезные творческие задачи, как то: изобразить портрет животного, создать сюжетную композицию.

         Но нельзя ограничиться только постановкой задач перед студентом. Работа пройдет более эффективно, при условии, если преподаватель:

  • покажет образцы работ профессионалов в этой области искусства,
  • сделает сам набросок или зарисовку с натуры и прокомментирует свою работу,
  • ограничит для начала выбор учащихся работой только над одним живым объектом, чтобы хорошо изучить натуру.

В своем учебном пособии для вузов « Черно- белая графика» Н. П. Бесчастнов советует дать студентам следующие задания:

  • зарисовать животное в различных поворотах и в движении;
  • сделать быстрые изображения частей тела животного в движении;
  • сделать зарисовки с задачей передачи силуэта;
  • сделать зарисовки с задачей передачи фактуры кожи, шерсти или оперенья;
  • сделать зарисовку животного с задачей передачи пластики и анатомии тела;
  • выполнить зарисовки спящих животных;
  • выполнить зарисовки пасущихся животных;
  • выполнить зарисовки плавающих животных;
  • выполнить зарисовки играющих домашних животных [2, c. 168].

           Такой подход хорошо направляет и конкретизирует работу студента.

           Тема изображения животных благодатна еще и потому, что студент может поработать различными графическими материалами: углем, пастелью, гелевыми ручками, фломастерами, а не только акварелью и графитными карандашами. Возможны и смешанные техники. Сама натура зачастую подсказывает своим цветом и фактурой, какая техника поможет достичь выразительности изображения. Важным моментом является нацеливание студента на самостоятельную подготовительную работу, изучение жанра анималистики, профессионального подхода к обучению.

Для оптимизации учебного процесса и привнесения элемента соревновательности можно провести следующие конкурсы:

  • на лучшую работу, где главной целью может статьвыполнение работы на определенную тему (жанр) - портрет, тема взаимоотношения животных;
  • конкурс, где главная цель- изобразительная техника (линейный рисунок, рисунок пастелью, акварелью и т.д.);
  • на лучший рисунок домашнего питомца;
  • конкурс на создание лучшей презентации с рассказом о творчестве художника-анималиста.

Выводы. В заключении следует снова вернуться к теме эстетического и нравственного воспитания, а не только обучения ремеслу. Одна из задач изобразительного искусства – развивать эстетическое чувство прекрасного. Чувствовать, восхищаться, понимать другую форму жизни, в чем-то отличающуюся от нашей, уметь сострадать, уметь бережно, неназойливо, невраждебно контактировать с ней – один из признаков культуры человека. Наблюдая за животными, внимательно и эмоционально изображая живую натуру, мы вносим свою лепту в формирование культурного, эстетически и нравственно развитого человека.

 

Литература:

1.Баммес Г. Изображение животных / Г. Бамес. [Пер. с нем. С. В. Балаева]. – ­СПб.: ООО «Дитон», 2011.­ – 239 с.

2.Бесчастнов Н. П. Черно- белая графика : [учеб. пособ. для вузов] / Н. П. Бесчастнов.­ – М.: « Владос». – 2012. – 272с.

  1. ВатагинВ. А. Изображение животного. Записки анималиста / В. А. Ватагин. – М., 1957. – 170 с.

 

           Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к изображению животных и птиц в программе пленэрной практики в курсе обучения изобразительному искусству в педагогическом институте НИУ «БелГУ», а также освещается значение навыков изображения живой природы в профессиональной подготовке будущих учителей изобразительного искусства.

         Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагогическая деятельность, художественное и нравственное воспитание, анималистика, пленэр.

         Аnnotation. The article examines the main approaches to the depiction of animals and birds in the program plein-air practice in the course of fine art at the pedagogical Institute of the national research UNIVERSITY "Belgorod state University", and highlights the importance of skills images of wildlife in the professional training of future teachers of fine arts.
         Key words: Professional training, pedagogical activity, artistic and moral education, plain air, animal painting.

 

Обсудить на форуме

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизація